Антикоррупционная экспертиза
05.07.2023
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
15.12.2023
Антикоррупционная
экспертиза в современном российском государстве является обязательной
процедурой, которая способствует пресечению различных злоупотреблений и
коррупции, повышению качества нормативно-правового регулирования, обеспечению
законности и правопорядка, верховенства права и защиты частных и публичных
интересов.
Понятие антикоррупционной
экспертизы.
Антикоррупционная
экспертиза представляет собой деятельность уполномоченных субъектов по проверке
нормативных предписаний действующего законодательства РФ и проектов нормативных
правовых актов с целью выявления и устранения коррупциогенных факторов,
обеспечения законности и правопорядка. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального
закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных
правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Закон N
172-ФЗ) проведение экспертизы является обязательным, поэтому при уклонении
соответствующего государственного или муниципального органа от такой экспертизы
с заявлением в суд о признании незаконным бездействия и возложении обязанности
ее провести может обратиться прокурор. Основания и порядок ее проведения
предусмотрены Законом N 172-ФЗ. Экспертизе подлежат как проекты нормативных
правовых актов, так и сами нормативные правовые акты (ч. 1 ст. 1 Закона N
172-ФЗ).
Основания проведения
антикоррупционной экспертизы.
Основаниями для ее
проведения являются поступление обращений в прокуратуру, поступление проекта
нормативного правового акта на регистрацию, подготовка локальных актов в организациях.
Экспертизу нормативных правовых актов тех органов и организаций, которые были
упразднены или реорганизованы, проводят их правопреемники, которым были
переданы соответствующие полномочия.
Институты гражданского
общества и граждане проводят экспертизу в порядке и сроки, которые определяют
самостоятельно по своему усмотрению. В случае если в процессе проведения
экспертизы возникшие разногласия не были разрешены, они могут быть переданы на
рассмотрение суда.
Экспертизу по своей
инициативе могут также проводить институты гражданского общества и граждане РФ
(с соблюдением ограничений, установленных ч. 1.1 ст. 5 Закона N 172-ФЗ), однако
их заключения носят всего лишь рекомендательный характер (ст. ст. 4 - 5 Закона
N 172-ФЗ).
Коррупциогенные факторы:
В данном качестве
выступают положения нормативных правовых актов и их проектов в том случае, если
они устанавливают для правоприменителей широкие пределы усмотрения или
возможность необоснованного применения исключений из общих правил (ст. 1 Закона
N 172-ФЗ). В такой ситуации закладывается риск возникновения коррупции, который
должен быть исключен путем проведения экспертизы. Коррупциогенными факторами
также являются нормативные положения, содержащие неопределенные,
трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.